Публикации в СМИ

Подписаться на эту рубрику по RSS

 За двадцать лет независимости в Украине так и не была сформулирована стратегия борьбы против коррупции. Нет в Украине и центрального антикоррупционного органа — ключевого критерия, по которому оценивается борьба против коррупции.

  Считается, что самые коррумпированные службы в нашей стране – это суд, милиция, прокуратура, СБУ, таможенные органы. По некоторым оценкам, ежегодно случаев взяточничества становится больше на 15%.

  Идея ударить новым законом по украинской коррупции далеко не нова. Эпопея с принятием Закона с пафосным названием «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» длилась более двух лет. Первый Закон был разработан ещё при Президенте Ющенко в июне 2009 года. Правда, Закон был довольно радикальным: так, сотрудник правоохранительных органов, попавшийся на взятке в особо крупном размере (то есть более 50 тыс. грн.), мог получить пожизненный тюремный срок. Поэтому данный Закон, так и не вступив в силу, был отменен в декабре 2010 года, а Верховная Рада 7 апреля 2011 года (с майскими поправками) приняла новый антикоррупционный Закон - Закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине", подписанный в июне 2011 года Президентом Януковичем.

  Итак, 1 июля 2011 года вступает в силу новый антикоррупционный Закон. Какую опасность он несет для потенциального коррупционера?

  Законом установлено, что лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления должны подавать ежегодно, до 1 апреля, по месту работы (службы) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год. В декларации должны указываться как расходы, осуществленные на имущество, имеющееся в частной собственности, так и на имущество, находящееся в аренде (в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2011 год указываются расходы с июля 2011 г.). Кроме того, предусмотрено, что финансовые операции подлежат обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма на которую проводится финансовая операция, равна или превышает 150 тыс. грн. (статья “Финансовый контроль” вступит в силу отдельно — с 1 января 2012 года).

  Кое-что с 1 июля 2011 года поменяется кардинально: в Украине создают единый реестр коррупционеров. С одним «но» – в него будут вносить не только чиновников, но и простых граждан, которые захотели откупиться от ГАИ либо дали взятку врачу.

  Детальное изучение Закона вызывает массу вопросов. Например, обязательная сумма декларирования расходов чиновниками и их родственниками увеличена до 150 тыс. грн. Хотя даже 149 тыс. 99 грн. (которые уже не подпадают под обязательное декларирование) – внушительная сумма, на которую можно купить автомобиль. Правовую неразбериху вызовет расширение списка коррупционных деяний. Если раньше статья была одна – «получение взятки», то новый Закон добавляет в Уголовный кодекс такие понятия, как «незаконное обогащение» или «коммерческий подкуп». Наказания в данном случае предусмотрены более мягкие. К тому же критерии применения новых понятий не разработаны, и это даёт возможность двойного толкования преступления: следователь может посчитать, что судить коррупционера следует по более мягкой статье. При этом никаких изменений в те сферы, которые и порождают системную коррупцию – хотя бы в ту же разрешительную систему, в таможенное законодательство, новый закон не вносит.

 

 Проанализировав антикоррупционный Закон, обнаруживаем в нем «лазейки» для потенциальных коррупционеров:

  1. Чиновник не может получать подарки более двух раз в год и дороже 50% минимальной зарплаты (сейчас – 480 грн.). Запрет этот обойти нетрудно: чиновнику не запрещено принимать подарки от близких родственников, а значит, достаточно передать презент через жену. Кроме того, подарок на сумму более 480 грн. нельзя принимать от одного человека, но если подарок дарит коллектив из 100 человек, то чиновник вполне может получить в своё распоряжение недорогой автомобиль.

  2. Декларировать расходы обязаны члены семьи чиновника, проживающие вместе с ним. Эта норма направлена на то, чтобы выявлять дисбаланс доходов и расходов родственников чиновника – когда семья тратит больше, чем зарабатывает. На практике обойти Закон труда не составляет: нужно прописать жену в другой квартире и оформлять на нее дорогие покупки.

  3. В Уголовный кодекс должны ввести новые статьи – «Незаконное обогащение» и «Коммерческий подкуп». В отличие от статьи «Получение взятки», они не предусматривают наказания до 12 лет лишения свободы. Пока в УК нет соответствующих пояснений, в правоохранительной системе коррупция лишь усилится – обвиняемые станут платить за назначение более мягкой статьи.

  4. По Закону родственники не могут находиться в непосредственном подчинении у чиновника. Выход прост: достаточно пролоббировать назначение родственника в соседний департамент, управление, отдел.

  Характеризуя антикоррупционный Закон в целом, следует сказать, что он может отразиться, в первую очередь, не на депутатах и высокопоставленных чиновниках, а на лицах, обладающих незначительной государственной или делегированной государством властью, а также другой должностной властью. То есть на мелких чиновниках, судьях и сотрудниках силовых структур, должностных лицах госучреждений, нотариусах, аудиторах, оценщиках и других должностных лицах публичного права.

  Итак, начиная с первого июля, мы будем жить по новому антикоррупционному законодательству. И первыми, кто станет ему аплодировать, будут украинские коррупционеры.

  Свершилось – холеная «лидер оппозиции» с неизменным дорогим планшетником сидит на скамье подсудимых в Печерском районном суде г. Киева. Трансляции «судилища» в прямом эфире: смена адвокатов, затягивание процесса, постоянный прессинг судьи Киреева, оскорбление его словами «нелюдь» и «фашист»… «Картина маслом», как говорил герой известного телесериала.

  Если бы в отношении Леди Ю. не было б возбуждено уголовное дело, его нужно было бы обязательно придумать для пиар-компании бывшего премьера. Сев на скамью подсудимых, Леди Ю. расцвела. Она превращает уголовный процесс в эффектное шоу, ее судьбой обеспокоены политики из «загнивающего» Запада. Со стороны немногочисленных поклонников Леди Ю. в адрес действующей власти несутся проклятия и обвинения в политическом заказе процесса.

  Однако украинское общество реагирует на печерское «судилище» довольно сдержанно, т.к. многие понимают, что правда где-то посередине и Леди Ю. далеко не «ангел» (впрочем, как и все политики, особенно «от бизнеса»). Достаточно вспомнить, что в большую политику ее привел скандальный экс-премьер и «почетный зек США» товарищ Лазаренко.

  В итоге, Леди Ю. загнана в угол и обороняется, как может, пользуясь банальной формулой «лучшая защита – нападение». Она прекрасно понимает, что, скорее всего, получит срок (не важно – реальный или условный), который автоматически опустит перед ней шлагбаум в большую политику. НАВСЕГДА!

  Проблема насилия относительно женщин в семье остается латентным явлением, которое выходит на поверхность только тогда, когда скрывать проблему уже невозможно. Представление о том, что насилие имеет место, только в социально неблагополучных семьях не отвечает действительности, поскольку оно происходит в любых категориях населения, независимо от: классовых, культурных, социально-экономических аспектов.

По материалам зарубежных научных исследований установлено:    

- что в Украине насилие наблюдается в каждой четвертой семье;

- большей части всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревность, месть, алкоголизм, хулиганство и тому подобное) предшествуют длительные семейные конфликты.

  15 ноября 2001 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины "О предупреждении насилия в семье", в соответствии с которым  насилие в семье - это любые преднамеренные действия физического, сексуального, психологического или экономического устремления одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи  как человека и гражданина и наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.

  Что касается личности, которая применяет насилие в семье, то наибольшая криминогенная активность характерна для мужчин в возрасте 30-50 лет со средним образовательным уровнем, что в определенной степени предопределено кризисными периодами их личной и семейной жизни.

  Я считаю, что для преодоления насилия в семье и введения действенной системы защиты для женщин, необходимо следующее:

- сильная политическая воля и решительные меры;

- женщины при необходимости должны быть обеспечены временными убежищами, возможностью долгосрочного раздельного проживания с человеком применяющим насилие и эффективной социальной поддержкой, разработанной специально для их потребностей;

- необходимость в активной подготовке сотрудников милиции, чтобы они понимали психологические последствия домашнего насилия;

- правительство должно проводить кампании по привлечению внимания населения к проблеме, информирования о ней и прекращения стигматизации жертв насилия;

- внесение изменений в Закон Украины "О предупреждении насилия в семье".

  Следовательно, прекращение такого негативного явления как насилие в семье возможно лишь при условии объединения усилий  государственных органов и учреждений, общественных организаций, и каждого гражданина. Ведь семья - это именно то место, которое должно быть  светлым уютом, местом, где тебя понимают и уважают, где можно никого не бояться и чувствовать себя свободно каждому.

  Питання спадкового права залишаються в центрі уваги суспільства та держави, законодавців та дослідників, кожного громадянина, адже питання спадщини тією чи іншою мірою торкаються інтересів кожного. 

  Інститут спадкування є механізмом забезпечення одного з природних прав людини – права власності.

  З 1 січня 2004 року набрав чинності Цивільний Кодекс України (надалі – ЦК України), у шостій книзі Гл.84 якого «Спадкове право», знаходять свій вияв відносини спадкування.

   Спадкове право – це один із найбільш сталих цивільно-правових інститутів. Цей інститут зачіпає не тільки сімейні правовідносини, а й тісно переплітається з відносинами власності, отже виважені і достатньо недосліджені зміни деяких установлених його положень, можуть обумовити непередбачені наслідки.

  Якщо дивитися на ці проблеми з сугубо теоретичної точки зору,  то здавалось би, питань виникати б не мало, але головним, все-таки, залишається практичний аспект цих відносин, їх застосування у суспільному житті.

  Питання спадкування  «домашнього майна» є досить актуальним. На жаль, Україна відноситься до держав з низьким соціальним рівнем життя – і тому майно, яке належить пересічному громадянину в основному складається із предметів домашньої обстановки та вжитку: побутової техніки, посуду, меблів. Неважко буде спрогнозувати ситуацію, коли син чи донька, що проживають окремо, після смерті, скажімо батька, почали б, як спадкоємці першої черги, нарівні із своєю матір’ю, ділити домашнє майно. Син взяв би  - телевізор, донька – пральну машину. Чи не виглядає така ситуація аморальною?

  У ст. 1279 ЦКУ зазначено, що це майно потрапляє в загальну спадкову масу і спадкується на загальних підставах спадкоємцями, які закликані до спадщини. Також уст. 1241 ЦКУ законодавець вносить предмети домашньої обстановки і вжитку до обов’язкової частки у спадщині. Доцільність таких змін викликає сумнів.

  Спадкоємці які проживають окремо і вимагають свою частку домашнього майна, можуть чекати перешкоди суто практичного плану: вони не лише повинні доводити належність майна саме спадкодавцю, а й мати реальні можливості це майно фактично отримати. Додатковим на користь особливої регламентації спадкування предметів домашнього вжитку є те, що рідко в наш час особи живуть під одним дахом. Проте на даний час в Україні зростає кількість розлучень і це може стати перешкодою для застосування цього аргументу.  Особливостей у спадковому процесі не буде, коли спадкодавець проживав один. В такому випадку, предмети домашньої обстановки на загальних підставах переходять до тих спадкоємців, які з відкриттям спадщини закликаються до спадкування.

  Порядок спадкування предметів домашньої обстановки і вжитку особами за правом на обов’язкову частку повинен передбачити гуманну ціль – зменшення морального удару, який припадає на близьких до спадкодавця осіб, які спільно проживали з ним до його смерті, користувались цим майном та мають право на обов’язкову частку порівняно із іншими особами, які хоча й мають також право на обов’язкову частку, але можуть отримати свою частку грошовою компенсацією.

  Також, важливим питанням є критерій визначення осі, що спільно проживали з спадкодавцем. Три юридичні обставини, за якими можна визнати особу такою,  що спільно проживала із спадкодавцем, це:

- проживання в одній спільній квартирі щонайменше один рік до смерті спадкодавця;

- ведення з ним спільного господарства протягом цього періоду;

- сімейні зв’язки із спадкодавцем.

  Якщо ж брати до уваги реалії життя, то можна ставити питання про доцільність додаткової регламентації питання про спільне проживання. Існують випадки, коли подружжя  фактично спільно проживає, але не веде спільного господарства, а сімейні зв’язки між ними втрачені. Можна сказати, що позбавлення домашнього майна особливого правового статусу було кроком назад, а внесення його до обов’язкової частки у спадщині є неправильним, оскільки це порушує права особи, яка проживала з спадкодавцем і не входить до суб’єктів права на обов’язкову  частку у спадщині.

  У Цивільному кодексі України відсутнє єдине законодавчо визначене поняття «предметів домашньої обстановки». Навіть у класифікації речей, цей вид майна не вказується. Аналіз судової практики свідчить, що вирішальним критерієм для віднесення тих чи інших речей до предметів звичайної домашньої обстановки та вжитку є їхнє використання спадкоємцем за життя спадкодавця з метою задоволення власних повсякденних побутових потреб. Для того, щоб довести актуальність такої конкретизації , можна навести приклад: меблі, білизна, посуд, побутова техніка, бібліотека художньої літератури – це предмети домашньої обстановки, але, якщо ці меблі є предметом антикваріату, то вони вже не розглядаються як предмети домашньої обстановки.  Не можуть бути віднесені до предметів домашньої обстановки речі професійної діяльності та предмети великої вартості (автомобіль, цінні колекції, вироби з дорогоцінного каміння, речі, що становлять художню або історичну цінність і т. п.). За наявності спору між спадкоємцями про те, яке майно слід включити до складу предметів домашньої обстановки, конкретне рішення виносить суд з урахуванням конкретних обставин справи.

  Я вважаю, що в даному випадку допускається викривлення права, адже поняття «домашнє майно» кожен може трактувати по-своєму, тому це викликає кількість судових спорів і непорозумінь.

  Идея о свободной продаже травматического оружия обсуждалась в Украине еще в конце 2008 года в период президентства Виктора Ющенко. Тогда, на совещании в министерстве было принято решение подготовить документы и разрешить всем без исключения категориям граждан, конечно, кроме наркоманов и алкоголиков, свободно приобретать пистолет травматического, не смертельного действия. Данная инициатива объяснилась необходимостью обеспечить граждан средствами самозащиты в условиях всплеска преступности, спровоцированного экономическим кризисом - эта идея была реанимирована.

  В апреле 2010 года, вскоре после прихода к власти Виктора Януковича, в парламенте был принят законопроект «Об обращении оружия невоенного назначения». Он предусматривал, что травматическое оружие будет продаваться — с разрешения МВД — всем гражданам, достигшим 21 года. Решение вопроса о всеобщем праве на травматику было отложено еще на несколько лет.

   Впрочем, к теме решили вернуться в 2013 году: МВД разработало законопроект "О разрешительной системе в сфере обращения со специально определенными видами оружия", который позволит всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста, приобретать пистолеты для отстрела патронов, снаряженных резиновыми пулями.

  Для этого понадобится получить справку об отсутствии медицинских противопоказаний, сдать экзамен на знание материальной части и получить разрешение в органах МВД. Основанием для отказа может стать, в частности, непогашенная судимость и отсутствие регистрации по месту проживания.

  Как известно, сейчас приобрести травматическое оружие формально имеют право:

- народные депутаты;

- близкие родственники работников суда;

- правоохранительных органов и сами правоохранители;

- лица, участвующие в уголовном судопроизводстве;

- граждане, принимающие участие в охране общественного порядка и государственной границы;

- госслужащие;

- журналисты.

  Конечно, обсуждая эту тему, не может не разразиться спор между противниками и сторонниками этой инициативы. Одни могут, высказывать опасения — мол, давать народу оружие опасно, другие - требуют обеспечить гражданам равные права на самозащиту.

  Многие считают, что, если соблюдать ограничения по дистанции и не стрелять по запрещенным участкам тела, ничего страшного не произойдет. Но кто ж разбирает, куда метить, кто определяет дистанцию огня? Травматическое оружие портит сознание людей, поскольку они думают, что из него нельзя убить. На самом деле это не так: выстрел с близкого расстояния смертелен. Кроме того, у пуль, выпущенных из травматического пистолета, отсутствует возможность идентификации.

  Если ты психически здоров, если у тебя нет проблем с наркотиками, с алкоголем, если ты не зависим — да, пожалуйста!

  Человек, владеющий оружием, должен осознавать, что у него находится предмет, которым можно легко убить другого.

  Так, может, и законопослушным гражданам пора поголовно вооружаться, чтобы в случае нападения суметь дать отпор?

ВЕЛОПОЧТА: самая быстрая курьерская служба Одессы