Одесса,
ул. Преображенская, 32
Полезные статьи

Предоставление налоговой отчетности по доверенности: что надо знать

 Озвученная тема раньше, наверное, удивила бы, поскольку доверенность никак не могла ассоциироваться у бухгалтеров именно со сдачей налоговой отчетности. И на то были свои причины, ведь прежнее налоговое законодательство не давало оснований полагать иначе. Хотя это не мешало налоговикам время от времени требовать от подателя декларации соответствующей доверенности. Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) ситуацию изменил. Появились новые положения, опираясь на которые орган ГНС может небезосновательно потребовать от представителя предприятия или предпринимателя подтверждения его полномочий. Поэтому сегодня мы выясним, кому именно и в каких случаях может понадобиться доверенность и как она должна оформляться.

Кому и когда может понадобиться доверенность

  Сразу начнем с п. 49. 3 НКУ Он предусматривает три способа предоставления отчетности: непосредственно в налоговую, по почте и в электронной форме. Нас интересует первый способ, ибо второй и третий освобождают плательщика от контакта с налоговиками во время сдачи отчетности.

  Так вот, эта норма гласит: декларация может подаваться плательщиком лично или уполномоченным на это лицом. Отсюда несколько вопросов: как понимать слова "поданная лично" ? Кто является уполномоченным лицом и чем, собственно, подтверждаются его полномочия?

  Ответ на первый — на поверхности, и он, на наш взгляд, касается только плательщика-физлица. То есть личное предоставление им декларации означает, что именно оно должно просунуть ее в приемочное окошко.

  А вот личное предоставление декларации плательщиком-юрлицом как-то трудно вообразить, ибо юрлицо — абстрактное создание. Ввиду этого оно не способно подать декларацию лично. Но это может сделать его уполномоченное лицо. Иными словами — представитель, который в понимании п. 19. 2 НКУ осуществляет представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности.

  Представитель предприятия, действующий на основании закона, обычно только один — руководитель. Он может быть единоличным или возглавлять коллегиальный исполнительный орган. Ведь именно руководитель без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах госвласти (ч. 5 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины, далее — ХКУ, ч. 5 ст. 62 Закона Украины "О хозяйственных обществах" от 19. 09. 91 г. № 1576-XII, ч. 5 ст. 59 Закона Украины "Об акционерных обществах" от 1709. 08 г. № 514-VI).

  Итак, руководители предприятий — те же уполномоченные лица, которые могут предоставить декларацию, опираясь на закон. Но такие люди чрезвычайно заняты, чтобы бегать в налоговую с отчетами. Этим занимаются бухгалтеры, которые состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с предприятием (либо курьер). И обычно составление и/или предоставление отчетности входит в трудовые обязанности главбуха (бухгалтера). Более того, он даже может фигурировать в учетных данных налогоплательщика органа ГНС как лицо, ответственное за налоговый и бухгалтерский учет. Впрочем, их представительские полномочия не следуют из закона, как у руководителя предприятия. Поэтому бухгалтеру как уполномоченному лицу и представителю плательщика в контексте п. 19. 2, п. 49. 3 НКУ может понадобиться доверенность.

  Таким образом, полномочия руководителя подтверждает закон, в частности ст. 65 ХКУ которую, как правило, дублирует устав предприятия, а полномочия другого представителя юрлица (физлица-предпринимателя) — доверенность. Правда, если должностное лицо (кроме руководителя) уполномочено на основании устава представлять интересы предприятия в органах госвласти без доверенности, например, исполнительный директор, финдиректор, то ему доверенность также не нужна. Свои права оно может подтвердить извлечением из устава или из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, если сведения о лицах, имеющих право совершать юридические действия от имени юрлица без доверенности, включены в этот Реестр (п. 5. 2 Положения о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденного приказом Госкомпредпринимательства от 20. 10. 05 г. № 97).

  Но заметьте, что плательщики, которые относятся к крупным и средним предприятиям, обязаны направлять налоговую отчетность в электронной форме (п. 49. 4 НКУ). Поэтому подтверждение полномочий их представителя не волнует. Разве что им по каким-то причинам придется подавать еще и бумажную отчетность.

  Крупными предприятиями признают предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает 100 млн грн. Средние — это предприятия, у которых количество работающих за год от 51 до 250, а объем валового дохода больше 70, но меньше 100 млн грн (ч. 7 ст. 63 ХКУ).

   

Как следует оформлять доверенность

  По общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 245 ГКУ доверенность должна соответствовать форме, в которой согласно закону надлежит совершать правочин. Под последним ч. 1 ст. 202 ГКУ понимает действие, направленное на получение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которое может совершаться устно или письменно (ч. 1 ст. 205 ГКУ). В случаях, предусмотренных законом, правочин должен нотариально удостоверяться. Но ни один закон не требует участия нотариуса ни при представлении налоговой отчетности, ни при ее составлении. Однако в п. 19. 2 НКУ сказано: "Доверенность, выданная налогоплательщиком — физическим лицом на представительство его интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, должна заверяться в соответствии с действующим законодательством "2. Итак, исходя из ст. 245 ГКУ такая доверенность от имени физлица-предпринимателя должна удостоверяться нотариусом или уполномоченным на это должностным лицом органа местного самоуправления, если в населенном пункте нет нотариусов. В последнем случае доверенность приравнивается к нотариально удостоверенной.

  А вот доверенность от имени предприятия может иметь простую письменную форму. То есть под ее текстом достаточно подписи руководителя предприятия и оттиска его печати (ст. 246 ЦКУ). Ибо каких-либо других требований НКУ не содержит.

  Теперь о полномочиях по доверенности. Особо выдумывать здесь ничего не надо. Предмет представительства бухгалтера можно изложить таким образом (см. образец).

   

   Образец   

   Исх. № 555/77-2011 от 18. 05. 11 г.   

  

Доверенность

   

   г. Киев, восемнадцатое мая две тысячи одиннадцатого года

  Общество с ограниченной ответственностью "Одеон" (код ЕГРПОУ 33322211), в лице директора Базилевса Василия Васильевича, действующего на основании устава (далее — Доверитель), настоящей доверенностью уполномочивает Разумную Татьяну Александровну, паспорт серии ШШ № 000000, выданный 11. 05. 2000 года Волочиским РО УМВД Украины в Хмельницкой области (далее — Поверенный), представлять законные интересы и вести от его имени все дела, связанные с исчислением и уплатой (погашением) налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций в органах Государственной налоговой службы всех уровней.

  Для выполнения представительских функций Поверенному предоставляются следующие права: подавать от имени Доверителя налоговые декларации, расчеты, заявления, справки в органы Государственной налоговой службы, предоставлять устные и письменные пояснения, высказывать свои доводы и соображения по вопросам, возникающим при исчислении и уплате налоговых обязательств и/или штрафных (финансовых) санкций, ознакомляться и получать акты (справки) проверок, проведенных 3 органом Государственной налоговой службы.

   

   Полномочия по настоящей доверенности не могут передаваться третьим лицам.

   

   Срок действия доверенности: до 31. 12. 2011 г

   

   Директор ООО "Одеон" Базилевс В. В. Базилевс

   

   И последний важный штрих. С одной стороны, НКУ предусматривает, что у представителя плательщика должны быть необходимые полномочия по предоставлению отчетности, а со второй — отсутствие доверенности у представителя, если следовать этому Кодексу, не может являться основанием для отказа в принятии декларации (расчета). Кроме того, должностное лицо органа ГНС не уполномочено проверять у представителя плательщика наличие доверенности, а только достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, перечисленных в п. п. 48. 3, 48. 4 НКУ (п. 49. 8 НКУ). Итак, если податель отчетности забыл свою доверенность, то он все равно вправе настаивать на принятии отчетности, поскольку отказ должностного лица органа ГНС принять налоговую декларацию по каким-либо причинам, не определенным ст. 49 НКУ запрещен. По этой же причине представитель со своим паспортом вправе лишь показать оригинал доверенности должностному лицу органа ГНС или при необходимости предоставить только ее копию.